среда, 4 декабря 2013 г.

Вегетарианство и беременность


Многие женщины, не употребляющие в пищу мясо, рыбу и вовсе все продукты животного происхождения, увидев заветные 2 полосочки на тесте на беременность, задаются вопросом - а не повредит ли моя диета моему будущему малышу? 
Кто-то, следуя советам мам-бабушек-гинекологов и проч. выкидывают "чушь" из головы и вводят в рацион мясные продукты. Другие держат оборону, но мучаются сомнениями в правильности своего решения.  Третьи же, штудируют литературу, консультируются у множества врачей, следуют логике и здравому смыслу, в конце концов! 

Я относилась как раз-таки к третье категории. Я не отказалась от своего образа жизни в пользу сомнительных аргументов о вреде вегетарианства во время беременности, более того, еще раз убедилась, что и мне и моему малышу будет лучше без тяжелой мясной пищи. 

Чтобы понятно было о чем и для кого я пишу, растолкую свое отношение к терминам:
отказ от приема в пищу мертвых животных (рыба, мясо) - вегетарианство.
отказ от приема в пищу всех продуктов животного происхождения (рыба, мясо, молоко, яйца, творог итд) - веганство. 

На момент беременности я не употребляла в пищу мясо и рыбу.
Мыслей о том, чтобы ввести в рацион эти продукты и не было. Но были мысли о том, достаточно ли полезных веществ будет в моем, мягко говоря, аскетичном рационе (изощряться в духе индийских лакомств я не умела и не имела нужды, хватало неплохих вегетарианских ресторанов). Ведь во время беременности организм как никогда нуждается в кальции, белке, железе итд.  И почти всегда, многие врачи и родственники, убеждая беременную употреблять мясные продукты, аргументируют свои доводы тем, что женщине не будет хватать питательных веществ при вегетарианском пайке. 

Так вот,  постараюсь по пунктам развеять многие мифы и подкрепить свои слова личным опытом, так ни врачом, ни ученым я не являюсь. 

Миф № 1: Ни в одном продукте нет столько питательных веществ, сколько в мясе. 
Мой муж часто говорил мне "малышка, ты права, рад твоим принципам), но черт подери, чтобы получить столько же питательных веществ и калорий сколько в 100 грамм куринной грудки, тебе нужно съесть полкило гречи. И многие предпочитая куринную грудку грече, руководствуются этим же аргументом. Но, зачем принимать на веру то, что можно просто посчитать: 
Наименование          Ккал       Жиры       Белки 
                                    (на 100 грамм продукта)
Куринная грудка       168            8,3           21,6
   Гречневая крупа        330            2,6           12,6   
Творог( 2%)               115            2,0           17,0
Чечевица                    284            1,5           24,0


Такую таблицу очень легко найти в интернете или в специализированной литературе. А в нее входят десятки наименований продуктов неживотного происхождения. Главное - сбалансированное питание. 150 грамм гречи и 100 грамм фасоли заменят вам 100 грамм куринной грудки (напичканной антибиотиками).  А 100 грамм чечевицы и вовсе содержат больше белка нежели 100 грамм куринной грудки. 
При правильном сбалансированном питании, вы не будете лишены ни одного элемента, необходимого вашему здоровью. 

Миф № 2: Низкий уровень гемоглобина (железодефицитная анемия) вызван отсутствием в рационе мясных продуктов. 
При моем низком гемоглобине на период беременности,  фразу "да это потому что ты мясо не ешь"я слышала чаще чем "привет". Так вот, не верьте! Ни один компетентный врач вам такого не скажет. Да, в мясе есть железо и очень часто больше чем в некоторых растительных продуктах. Но железодефицитная анемия встречаются у огромного числа беременных и это не связано с тем едят они мясо или нет. Это связано с качеством питания, с тем насколько разнообразен и полон рацион беременной. 
Железо во время беременности выполняют очень важную функцию - оно является переносчиком кислорода и обеспечивает комфорт малышу. Поэтому организм будет выделять на этот процесс столько железа, сколько потребуется. И если железа у вас мало - то на ваши личные нужды не останется и тех крох. Практически каждой будущей маме прописывают железосодержащие препараты - мальтафер, сорбифер дурулес, тотема и проч. Кому что подойдет. Бывают сложные случаи, когда помимо низкого гемоглобина, низок и уровень феритина в крови (а это как раз таки запас железа!). В такой ситуации могут прописать железо внутривенно, чтобы восполнить недостаток. У меня уровень феритина в крови на момент беременности был 2 при норме в 10. Прописали таблетки (то ли тотему, то ли мальтафер). Очень быстро уровень феритина поднялся до 6. Отказались от идеи вводить железо внутривенно. Я ходила на консультации к одному из лучших гематологов в Питере и была крайне благодарна ему, когда моя диета не вызвала у него никакого возмущения. Он полностью разделял мою точку зрения о правильном и сбалансированном питании. И не циклился на пользе мясных продуктов. Для примера привожу информацию о содержание железа на 100 грамм продуктов: 

Наименования     Содержание железа   Усваиваемое железо
                                  (мкг)
                                       Кура                          1,6                                   1
                                       Греча                         4,9                                   1
                                       Какао                       14,8                                  3

Так может обойтись гречей и чашечкой какао вместо курочки? Питайтесь правильными продуктами и все у вас будет в порядке и с железом в организме и с растущим бейбом!

Миф № 3: Ребенок может родиться хилым/слабым/плохоньким и далее по списку. 
Вес и рост ребенка в первую очередь зависит от наследственности, а уже потом от того, как много мама ест. За всю беременность я набрала 11 кг, а доча родилась 52 см и 3420 при моем весе на момент родов в 61 кг и росте в 169 см. У подруги родился малыш весом в 2990 и росте в 50 см. Хотя она значительно крупнее меня и без куска мяса не может прожить и дня. И даже без этого примера, говорю - вес малыша никак не зависит от того, употребляете вы мясо или нет. Малыш набирает вес от быстрых углеводов, так что не налегайте на сладкое и мучное и не придется мучаться с крупным плодом. Поверьте, крупность плода при рождении - не показатель его хорошего здоровья!

Хочу подвести к концу свое повествование. На самом деле, беременным вегетарианкам часто придется сталкиваться с непониманием врачей. Так я вам скажу - меняйте врачей! Мой первый гинеколог просто не представляла как можно вести беременность вегетарианки и постоянно пугала ужасными последствиями. Так что же, я нашла доктора, который вел беременность с учетом особенностей моего питания. И все у нас с ним было хорошо! Главное не пренебрегать анализами и рекомендациями компетентных специалистов.

О своем питании во время беременности: я не ела мясо и рыбу. Несколько раз жутко захотелось икры (то есть организм потребовал тех элементов, которые содержаться в икре - можно было поискать другой продукт, который содержит те же элементы, но я не стала). Я отнеслась к этому проще купила и съела икры. Разок поела рыбу, было совсем невмоготу - очень уж хотелось. Прям представляла себе все ее прекрасности. Правда после меня чуть не стошнило. И я пришла к выводу, что если бы я НИКОГДА не пробовала рыбы, то меня бы и не тянуло на нее. Просто организм знает какие там заключены питательные элементы и просит их. Прогуглив чем же богата рыбка, я нашла себе замену. А если снова очень уж хотелось - делала вегетарианскую рыбу и- организм спокоен, и я, и малыш! 
                                               
Мамам веганам советую обратиться к услугам профессионального диетолога, чтобы он выстроил вам особый график питания, который помог бы избежать проблем со здоровьем. Я сама придерживалась веганской диеты в течении полутора лет. К сожалению, я пренебрегала заботой о своем питании и очень сильно подпортила себе здоровье - на пустом рисе и макаронах далеко не уедешь! Но тогда я была одна, без малыша под сердцем! 


Заботьтесь о себе и о чуде, которое растет внутри вас!
Удачи! 




Комментариев нет:

Отправить комментарий

А что вы думаете на этот счет?